Как правило, термин "театр" представляет собой некий спектакль, который проходит в большом и красивом здании, имеющем хорошую акустику, где даже шепот будет полноценно слышен зрителям на самом последнем ряду.
Как правило, термин "театр" представляет собой некий спектакль, который проходит в большом и красивом здании, имеющем хорошую акустику, где даже шепот будет полноценно слышен зрителям на самом последнем ряду. Роль актера в театре такого плана технически не представляется сложной. Это вопрос искусства и репетиций. К большому сожалению, в реальности картина далеко не столь идеальна, потому часто возникает необходимость в озвучивании театральных постановок.
Сцены театра
В последние годы организовывается все больше и больше разных репертуарных театров, но сцен с полноценной и правильной акустикой на всех просто не хватит. Профессиональные театральные площадки сегодня редкость. К тому же, все более популярной становится так званная театральная антреприза. Это когда спектакль ставят вообще в отсутствие сцены репертуарного театра. То есть, постановку репетируют и впоследствии играют ее на разных площадках и даже в разных городах.
Иногда это может быть театральная площадка, но гораздо чаще это сельские дома культуры или какие-нибудь киноконцертные залы. Как правило, такие залы не обладают специфической акустикой, которая была бы способна усилить речь, идущую со сцены, тогда основная задача звукорежиссера состоит в том, чтобы усилить актерскую речь в таких условиях.
В подобной ситуации звукорежиссеру надо быть максимально мобильным. Переезжая из города в город, из театра в театр, он сталкивается с самыми разнообразными проблемами. Как вариант, это слишком глубокая сцена, где вместо пары привычных подвесов микрофонов придется цеплять гораздо больше. Либо это может быть не глубокая, но слишком широкая сцена, потому придется цеплять не три микрофона, а гораздо больше.
Роль звукорежиссера не менее важна, чем роль у актеров в театре. Итак, если между площадкой и зрительским залом есть оркестровая яма, то необходимым атрибутом озвучивания будут так называемые микрофоны-пушки. Ситуация может сложиться и так, что надо будет использовать радиомикрофоны, притом, для каждого из артистов. На самом деле вариаций на тему особенностей может быть великое множество.
Параметры театрального зала
Какие же должны быть параметры для того, чтобы речь актеров было хорошо, разборчиво слышно без использования дополнительного звукоусиления? Во-первых, удельный объем воздуха на одно зрительское место должен быть от 4 и до 5 кубических метров, а максимальная длина зрительских залов не более 24 метров. В таком случае время реверберации будет оставлять от 0,8 до 1,4 секунды. Оптимально удобной формой зала принято считать трапециевидную, угол раскрытия которой 10°…12°. Если имеются параллельные, плоские поверхности, то это несет определенную опасность появления так званного "порхающего эха". Если же присутствуют криволинейные вогнутые, то будет не правильное фокусирование звука. Если задняя стена зала примыкает к потолку под прямым углом или меньше, то может возникнуть эффект "театрального эха".