В истории всей художественной культуры России, а также во всей истории духовной сферы жизни российского общества именно театру принадлежит ключевая роль.
Постоянно действующий профессиональный, публичный театр зарождается в России по целому ряду различных исторических причин. Но, это происходит относительно поздно примерно в середине восемнадцатого столетия.
Данному рубежу, можно сказать, вехе истории русской театральной школы предшествует, довольно насыщенная событиями многовековая предыстория. В данном случае речь идет об устной народной драме, зародившейся из специфических хороводных игрищ, а также из творчества различных, народных лицедеев, называемых на Руси скоморохами.
Для профессионалов современности предшествовали русской театральной школе, прежде всего, литургическая драма, а также драматургические или сценические опыты со школьного и со студенческого театра. Помимо профессиональной школы театра также имела место полупрофессиональная городская, демократическая школа театра. Более того, были и продолжают иметь место периодические, неоднократные попытки, целью которых является создание разнообразных трупп, в которых будут участвовать русские актеры.
17- 18 века
Надо сказать, что первые представления публичного характера начались в конце семнадцатого или начале восемнадцатого века. Довольно-таки богатая и самобытная национальная любительская театральная школа давала о себе знать. Но в профессиональной театральной школе имело место также усвоение опыта театрального искусства родом из Европы. Да и вообще, живая и тесная связь со многими общественными потребностями данной эпохи позволяли русскому профессиональному театру, который возник из двух противоположных по своей сути потоков — дворянского просветительства с низовым театральным движением, в предельно короткие сроки стать художественно очень зрелым.
19 века
Примерно к концу первой четверти девятнадцатого столетия русская драматургия вместе с русским сценическим искусством успешно и быстро поднимаются до своих классических вершин. В частности, если говорить о трагедии, то это «Борис Годунов» Пушкина, а также «Горе от ума».
Вслед за этим «натуральная школа» Николая Васильевича Гоголя буквально воскрешает из небытия гуманистическое искусство. На примере шекспировской трагедии артисты живописно демонстрируют зрителям всю трагедию собственного времени. Небывало бурное развитие именно драматической области литературы, а также сценического искусства, в свою очередь, привело к тому, что уже в середине девятнадцатого столетия была создана Островским драма нового вида, она же так званная «пьеса жизни».
В итоге это послужило толчком к созданию могучей и высокопрофессиональной национальной школы, где реализовалось актерское искусство. Этим и была отлично подготовлена почва для произошедшей революции во всех отраслях искусства, которую успешно олицетворили собой Чехов, Горький и Станиславский, а также Немирович-Данченко. Это была культурная революция, которая сумела оказать огромное воздействие на ход художественной культуры двадцатого столетия во всем мире.